&bsps;
&bsps;
&bsps;
Вы сейчас здесь:

Вы здесь

 
 

Без школы — нет государства. Без учителя — нет достойных граждан

26.04.2018 / Без школы — нет государства. Без учителя — нет достойных граждан

МАТЕРИАЛЫ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ЧТЕНИЙ «РУЗСКИЙ КРАЙ: ВЗГЛЯД СКВОЗЬ СТОЛЕТИЕ»

Без школы — нет государства. 
Без учителя — нет достойных граждан ( доклад печатается в сокращении)

Докладчик Иноземцева М.Л.

Так сложилось, что в Российской империи достаточно продолжительное время не было единой системы начального образования. На территории страны функционировали учебные заведения, принадлежавшие разным ведомствам. В конце  60-х гг. XIX века в России  определились  следующие типы начальных школ:

1) министерские  образцовые (двухклассные) школы;
2) одноклассные  училища  Министерства  Народного  Просвещения, находящиеся  в  заведовании  училищных  советов  и  дирекций  народных  училищ (неправильно  называемые  земскими);
3) церковно-приходские  училища;
4) школы грамоты. 
         

Но, ведущую роль в системе народного образования играли церковно-приходские  и земские школы, которые формировали образовательное пространство провинции.

Официальное существование школы при храмах и монастырях начали в 1836 году по «Высочайшему повелению» государя-императора Николая I Павловича.

В конце  60-х г.г., когда  появились  новые  работники на  ниве  начального  народного  образования – Министерство  Народного  просвещения  и  земства, духовенство  способствовало  укреплению  земских  школ,  располагая  к  ним  народ  и общественное  мнение. На  старую  церковную  школу  было  объявлено  гонение, хотя именно эта Школа в Царской России играла огромную роль в воспитании народа. Принято хвалить земскую школу (западническую) и ругать напропалую церковно-приходскую. А  предвзятое отношение к школам этого типа у земства, интеллигенции и «образованного» общества сохранялось вплоть до революционных событий 1917 года.

И в защиту Церковно-Приходских школ и системы преподавания в них мне хочется процитировать слова из книги И.В. Преображенского « Духовенство и народное образование, 1900 г.»: «Русская народная школа создана нашим духовенством, и это будет составлять его вечную заслугу пред Отечеством. Это — одна из лучших страниц в истории его просветительной деятельности. И эта страница так прочно начертана, что ни замалчиванием, ни какими-либо другими способами стереть, изгладить ее никому не удастся. Именно соработничество государей и лучших представителей сословий Российской империи создало русскую школу. Принципы воспитания в ней были на порядок выше, чем в школах Европы…»

Церковно-приходская  школа,  как  школа  близкая к  народу, играла большую роль в повышении общего образовательного   уровня , и это  образование могло  стать значимым фактором влияния на   развитие  сельскохозяйственной  промышленности.

Но вернемся к истокам  школьного образования в Рузском уезде.

 

Первое народное училище уездного типа  было открыто в Рузе в 1806 году.

В Памятной книжке Московской губернии 1909 года есть сведения по учебным заведениям Рузского уезда того периода, из которых видно, что в городе Рузебыло два училища -  трехклассное городское и женское городское; а во всем Рузском уезде - двухклассное училище Министерства народного просвещения в селе Каменка и  Начальные училища  и школы разных ведомств.

В 1911—1912 годах в Рузском уезде насчитывалось 53 началь­ные школы, в которых обучались 2704 человека. Учащиеся составляли всего око­ло трех процентов населения. Учились в школе менее половины   кресть­янских детей.

В Московской епархии на рубеже XIX-XX веков действовали шесть церковно-учительских школ: Спасо-Преображенская - в Богородском уезде, Аббакумовская - в Верейском, Холмская - в Рузском, Нехорошевская - в Серпуховском, Чашниковская - в Московском, Ветлинская - в Клинском.
Немногочисленные учителя-мужчины, которых в 1912 году в школах Рузского уезда насчитывалось 8 человек, работали после  окончания духовных семинарий.

В Рузском уезде благодаря энтузиазму местной интеллигенции делались попытки улуч­шить качество народного обра­зования. При деревнях работали земские школы, училища, библиотеки, иногда комитеты о народной трезвости, при селах — церковно-приходские школы.

 

Так например, в Федькове Моревской волости находилась школа грамоты Кирилло-Мефодьевского православного братства, в с. Васильевское находилась «Васильевская частная школа Моревской волости», сведения о которой есть  в документах за 1894 год.  Таким образом, Васильевская школа существует уже более ста лет. Точной даты ее основания мне выяснить так и не удалось.

Школа  обслуживала деревни Бережки, Мышкино, Полушкино, Агафоново, Алтыново. Всего было 45 учеников. Их обучал один учитель. Он вёл следующие предметы: «Русскiй языкъ», «Арифметика», «Пенiе». Согласно программам 1897 года по русскому языку, ребята занимались чтением, письмом и грамматикой.

Ещё на рубеже 19 и 20 веков земством разрабатывались проекты о переходе Рузского уезда на всеобщее начальное обучение, которое охватило бы всех детей от 8 до 11 лет. Было подсчитано, что в этом случае Васильевская школа приняла бы 51 ученика. Но по разным причинам не все дети имели возможность получать образование. В то время можно было встретить множество людей, вообще не умевших читать.

После учебной реформы 1918 года по всей стране был проведён ликбез (ликвидация безграмотности). Все земские, частные и церковно-приходские школы вошли в структуру Рузского роно (районного отдела народного образования). По всей стране были приняты единые учебные программы. 

Доклад полностью

РУЗСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ 

 

Категория: 
Рейтинг: 
0
Голосов еще нет

Опрос

Вы поддерживаете пенсионную реформу?

Новые комментарии

Наши друзья

 
&bsps;